• Главная
  • Цены
  • Все о 360
  • Инструкции
  • Библиотека
  • О нас
  • Войти
  • +7 (812) 326-80-95
    провести опрос

    FAQ об оценке 360 градусов

    1.    Зачем нужна оценка 360 градусов?

    Оценка 360 градусов нужна для ускорения развития человека, составления программы профессионального развития специалиста, более точного определения сильных сторон и зон роста с помощью разносторонней обратной связи от коллег. Обратная связь 360° – это опрос, и в результате развернутая структурированная информация о том, как сотрудник действовал на рабочем месте. 

    2.    Что оценивает оценка 360 градусов?

    Поведение человека на рабочем месте. В основе опроса чаще всего используются компетенции – описание поведения на работе, которое приводит к достижению результата. Еще могут оцениваться ценности, навыки, критерии качества внутреннего сервиса, управленческие компетенции. Подробности – ниже. 

    3.    Какие критерии оценки используются в оценке 360 градусов?

    Критерии оценки специалистов или руководителей зависят от целей оценки. Критерии должны быть описаны на языке поведения, потому что это позволяет давать обратную связь не о личности, а о конкретном поведении сотрудника, сформировать культуру обратной связи в компании и быть более объективным при заполнении опроса. 

    Примеры критериев оценки:

    Подробнее о критериях и разных способах использования опроса 360 в нашей онлайн-школе.


    4.    Можно ли оценить деятельность специалистов с помощью оценки 360 градусов?

    Мы не можем оценивать результаты деятельности, но можем оценивать процесс – а именно компетенции, соответствие стандартам, нормам и четко сформулированным обязательствам. Суть метода – обратная связь по поведению участника, а это предполагает оценку компетенций специалиста. 
    Если оценивать через опрос 360 результаты деятельности, то ответы могут быть не объективными, у участников может возникнуть желание использовать опрос в своих целях и ставить не настоящие оценки.

    5.    Оценивают ли эффективность специалистов с помощью 360 градусов?

    Эффективность как результат работы оценивать нельзя. Если оценивать этим методом эффективность как результат работы, то вырастет субъективность ответов: близкие друзья участника будут ставить ему завышенные баллы, а те, с кем у него конфликт – заниженные. В итоге результаты опроса будут неточными. 
    Но при этом можно оценивать эффективные способы действий, то есть компетенции, навыки сотрудника. При правильном объяснении и анонимности респонденты оценивают поведение гораздо более объективно.

    6.    Оценивают ли эффективность руководителей с помощью 360 градусов?

    Нет, оценка эффективности руководителя не проводится, оценивается только поведение. Причина та же, что и в предыдущем ответе – возникнут субъективные оценки. 
    Для оценки результатов деятельности и эффективности специалистов или руководителей лучше использовать специальные методы оценки, например, систему KPI.

    7.    Может ли быть оценка 360 градусов не анонимной?

    Обратная связь 360 градусов и оценка 360 градусов должны быть анонимными. 
    Наличие искажений не анонимных ответов было подтверждено результатами исследований. Если сделать опрос не анонимным и сообщить об этом участникам сразу, то снизится честность ответов. Если заявить опрос анонимным, а потом раскрыть баллы, то возможны конфликты, потеря доверия к организаторам опроса, отказ от заполнения опроса в будущем, подрыв доверия к оценке 360. 
    Но в опросе 360 есть исключение. Обратная связь от руководителя и самооценка не анонимны, в отчете выделены отдельно. Самооценка – это обратная связь получателя обратной связи самому себе, она одна. Руководитель у участника опроса обычно тоже один и одна из его функций как руководителя –предоставление обратной связи своему подчиненному. Поэтому то, что самооценка и оценка руководителя не анонимны, нормально.  


    8.    Кто участвует в опросе 360 градусов?

    Получатели обратной связи:

    а также:

    Респонденты, которые дает обратную связь получателям обратной связи:

    В опросе могут участвовать кросс-функциональные коллеги, клиенты, партнеры и даже бывшие коллеги. Предоставить обратную связь может любой сотрудник, кто регулярно более 3 месяцев, а лучше полугода, видит, как работает оцениваемый. При этом в каждой категории, кроме руководителя и самооценки, должно быть минимум три ответа для соблюдения анонимности. 


    9.    Что помогает развивать оценка 360 градусов?

    Ответ на этот вопрос зависит от целей оценки 360 градусов: 

    В результате оценки 360 обычно формируется отчет (пример отчета) составляется индивидуальный план развития специалиста или руководителя.  
     

    Провести опрос